Учебный фейерверк или как я снимал салют 9 мая.

Фотографировать салют я решил возле ДрамТеатра — когда проходил народу было совсем немного, да и дистанция для съемки оказалась самая удачная – салюты запускали из фонтанного сквера, а я стоял через дорогу. Пришел я заранее (заодно выбрать место и занять позицию на случай если народу пришло бы много), настройки для съемки фейерверков были в общих чертах выставлены еще дома: полностью ручной режим M, скорострельная серийная съемка (экспонирование по первому кадру), замер экспозиции по центру кадра, фокус ручной. На месте вспомнил про автоматику высокого динамического диапазона (фишка NEX, а может и не только их) и на всякий случай ее отключил – контрастный фейерверк на зачерненном небе это именно то, что нужно, а автоматика могла пытаться вытянуть небо из черноты. Для фокусировки была выбрана скульптурная группа на крыше. Расстояние до нее по прямой и до фейерверков вверх примерно одинаковое. В режиме ручной экспопары выставил выдержку 0,4 секунды, а диафрагму подбирал по яркости, спасибо LiveView (на экран выводится примерное экспонирование готового кадра) – с учетом того, что было еще не очень темно, диафрагму пришлось зажать аж до f/22, а когда в 10 еще чуть стемнело, отпустить до f/20. В мануалах в сети пишут, что оптимальны значения f/11-16, но это, видимо, верно для совсем уж ночных салютов.  Но к этому я еще вернусь. Стоит отметить, что ISO можно смело выставлять минимальное, какое только позволяет ваша камера. На моем NEX’е это увы лишь 200. А при ISO 100 шумов будет еще меньше (хотя, признаюсь, их и так довольно тяжело отыскать). При этом диафрагма кроме как на скорость экспонирования кадра, ни на что при съемке фейерверков не влияет. Вот так выглядела сцена на f/11 за 20 минут до салюта:

SONY DSC
А вот так выглядят снимки залпов (каюсь, некоторые пришлось «залечить», чтобы убрать черные полосы от троллейбусных проводов…)

Я под огромным впечатлением от получившегося результата! Честно, не ожидал для первого раза. Но на то он и первый раз, чтобы из него извлекать уроки и на нем учиться. Параметры можете взять в EXIF, он не скрыт. Выдержка есть там или нет, не знаю, но в основном она равна 0,3-0,4 секунды. Если ставить короче, теряется объем, а на снимке получаются точки, а если больше – то без штатива на снимке получается каша. Штатив как-нибудь в другой раз возьму, он откроет новые просторы для творчества: можно будет ставить более длинную выдержку и при зажатой «дырке» будут не линии, а шары. В теории, что получится на деле, думаю, узнаем когда-нибудь. С другой стороны, без штатива получаются перья, а это, как мне кажется, придает снимкам загадочности. Не нужно цепляться за камеру, как буд-то она стоит мильен-мильнов денег и не дай Бог упадет. Так тряска будет только хуже. Представьте, что ваши руки как стедикам, а в них чашка воды с горкой. Расслабьтесь и смягчайте все движения камеры – на таком расстоянии фейерверк вам их простит, даже если амплитуда раскачки камеры в момент съемки больше сантиметра. Главное не делать резких движений и не допускать тряски. Возможно, я сейчас пишу какие-то банальные прописные истины, но наверняка есть люди, которые как и я только открывают для себя фотографию в целом и фотографирования фейерверков в частности.

Второе. Можно было не зажимать так сильно диафрагму, небо было бы не таким черным и кадры выглядели живее, а не как сейчас открыточно. Но в таком случае надо более тщательно подходить к композиции, а в этот раз было не до этого, это уже совсем творческое задание.

На этом, в общем, пока все. Надеюсь, вам было интересно читать этот пост также как и мне его пистать! До встречи на страницах блога!

  • Красиво! Поставил третье фото из первого ряда на рабочий стол, очень здорово :-)