Итоги, анонсы и прогнозы от Дом.RU

IMG_0085

Вчера (30 января) посетил пресс-конференцию телеком-оператора Дом.RU, посвященную итогам уходящего и планам на предстоящий 2015 год.

_DSC7113---Version-3

Первым спикером был директор тульского филиала компании Александр Аникин. Начал он свое выступление с подведения итогов, а значит по традиции было много цифр: компания представлена в 56 городах РФ и обслуживает интересы более 5 млн. абонентов, по словам Александра это третий на российском телеком-рынке объем клиентской базы.

SONY DSC

Затем внезапно перешли к «трендам» (хоть это слово и подчеркивает некую технологическую направленность, я все-таки придерживаюсь мнения, что это те же «тенденции») телеком-рынка. Так вот тенденция в том, что количество устройств на человека неуклонно растет. По статистике оператора в их сети лишь 20% абонентов пользуются одним устройством. В среднем по региону «Центральная и Восточная Европа» на одно ШПД-подключение приходится 2,1 устройства и в обозримом будущем прогнозируется рост этого показателя до 3,5.

В плане телевизионных услуг, тенденции схожи – рост числа клиентских устройств ведет к мультиэкранности потребления контента. При этом смартфоны постепенно замещают простые мобильники, а значит потенциальная база устройств для потребления теле-контента растет вместе с ними.

В связи с этим в 2014 году Дом.RU запустили TV 2.0 (о котором я писал) – новая приставка и новый уровень сервиса: теле-архив, видео по запросу, мультискрин, мобильный пульт и т.п. А вот дальше Александр рассказал действительно интересную новость:

Немножко вперед забегу: у нас в планах давать данную услугу [просмотр ТВ на мобильных устройствах – прим. моё] не только нашим абонентам, но и, в принципе, вообще всем пользователям Интернет её открыть. Я думаю, что мы успеем в течение февраля это сделать, и, соответственно, любой пользователь Интернет сможет на своем устройстве установить наше приложение и бесплатно смотреть телевидение и архив.

Скорее всего речь, конечно, идет об ограниченном пакете телеканалов в бесплатном доступе, но, тем не менее, это потенциально очень интересная услуга, будем ждать официального запуска. В плане тарифов, 2014 год для тульских абонентов обозначился введением моно-тарифов (тариф на одну услугу: интернет или телевидение) после 4х лет продвижения пакетных предложений. Также компания в минувшем году продолжила расширять сеть городских хот-спотов Wi-Fi с бесплатным доступом.

IMG_0088

Возвращаясь к интернету, Александр похвалился, что по данным NetIndex, которая занимается анализом результатов пользовательских замеров SpeedTest, Дом.RU по Туле занимает первое место со средним показателем скорости нисходящих соединений 42,56 Мбит/с.

Немного прошлись по услугам для юридических лиц, но тут все несколько банальнее: гигабитный интернет, виртуальные АТС, SIP, IP-камеры, установка хот-спотов Wi-Fi и т.п.

SONY DSC

Рассказали про праздники двора, которые компания помогала организовать в 34 дворах города, и про кулинарный мастер-класс шеф-повара Сергея Малаховского, организованный совместно с телеканалом Еда HD.

Во второй части мероприятия к трибуне вышел PR-менеджер Дом.RU Сергей Карасёв. Его задачей был рассказ о планах компании на 2015 год. Тут было много интересного!

SONY DSC

Сезон мероприятий компании начнется 27 числа, когда в Туле совместно с телеканалом Paramount Comedy для абонентов и прессы пройдет эксклюзивный показ серий телесериала Теория Большого Взрыва.

_DSC7128---Version-2

Позднее же в этом году планируется организовать еще несколько презентаций кинофильмов мирового уровня (в пример были приведены упомянутые Ёлки и Терминатор). По заверениям Сергея это будут бесплатные (таковы условия) полноценные предпремьерные показы за день до премьер на больших экранах всего мира и в т.ч. США, со сдачей смартфонов на входе в зал и тому подобными «радостями». Если им еще удастся и кого-то из актёров привезти, то могу смело сказать, что Тула выйдет на совершенно иной уровень в сфере развлекательных сервисов.

Новая приставка Дом.RU с упрощенным UX/UI

Помимо этого в марте будет представлена ещё одна новая цифровая приставка, ориентированная на клиентов старшего поколения. Сама ориентированность заключается в том, что приставка подключается к более старым телевизорам при помощи «тюльпанов» или SCART (хотя SCART, например, есть и у HD 9000i), но, что самое интересное – интерфейс приставки также адаптирован для «бабушек и дедушек» благодаря более крупным шрифтам и более понятному простому меню без особых функциональных «заморочек». После конференции я попросил данную приставку на обзор, потому что интерфейсы современных мультимедийных устройств ужасны чуть более, чем полностью, и ни разу не интуитивны. В этом плане упомянутый HD 9000i сделала небольшой шаг вперед, но лишь небольшой. Приставку обещали предоставить, но обзор её будет примерно в марте – тут вопрос и моего личного времени, да и приставка, показанная нам, была фактически первой в Туле, поставки ещё не начались.

После этого перешли к сессии вопросов-ответов.

FullSizeRender 2

Караоке в новой приставке запустить пока не удалось (сложности с «допиливанием» прошивки на работу с двумя микрофонами), но запустили на предыдущей приставке. У кого такая есть, напишите в комментариях, появилось ли караоке у вас?

Также мне наконец стало понятно, почему Дом.RU использует «гибридную» систему доставки контента – витая пара плюс коаксиальный кабель. Дело в пропускной способности в периоды особых нагрузок. По заверениям технического директора филиала Игоря Каминского, Дом.RU является единственной компанией в Европе, транслирующей абонентам до 56 HD-каналов, некоторые из которых поддерживают пользовательский выбор звуковых дорожек качеством вплоть до Dolby Digital 5.1. У Дом.RU две кольцевых сети (одна для доставки интернет-доступа, другая для тв-контента). Ну а дальше вступает математика. Один телеканал занимает канал примерно на 5мбит, HD — больше. При этом классическое IPTV транслирует в приставку отдельные каналы, а гибридная система – всю вещательную сетку. И если весь дом смотрит один канал, проблем не возникает. А если жители смотрят разные HD-каналы, то нагрузка на сеть возрастает до таких значений, что одновременное предоставление услуг IPTV и ШПД перестает быть возможным и скорость интернет-доступа снижается либо даже «сыплется» ТВ-картинка. По собственному опыту скажу, что при просмотре кабельного ТВ на одном телевизоре, HDTV на другом, проблем с доступом в сеть я не замечал. Расскажите, были ли у вас проблемы у других операторов? Самому интересно, ибо сравнить не с чем увы.

В сессиях Вопрос-Ответ традиционно всплывают более интересные данные, чем в ходе подготовленных выступлений. Не стало исключением и данное мероприятие. Например, по статистике компании, несмотря на декабрьскую «телевизорную панику» 63% клиентских телевизоров не имеют встроенного цифрового тюнера, а самый популярный пакет каналов по подключениям – Бессонница.

telefon-2

На мой вопрос относительно планов по часто выпадающей из всеобщего внимания услуге Дом.RU по предоставлению городской телефонной связи, Александр ответил, что компания вынашивает планы по запуску услуги «софт-фон» (т.е. программного телефона для ПК и/или мобильных устройств). К сожалению, изменившийся экономический климат (ROI по сроку увеличился почти вдвое) делает невозможным формирование сколько-либо конкретных прогнозов, но скорее всего в этом году (вероятно, летом) реализация услуги станет доступна для абонентов компании. К слову, телефонными услугами компании пользуется около 13-15% клиентов филиала. В прочем рынок фиксированной телефонии стагнирует.

Немного поговорили про высокоскоростные подключения ШПД для физ.лиц. Очевидно, что с финансовой точки зрения данная услуга гораздо дороже, нежели стандартный интернет-доступ. Также растут затраты компании на доведение инфраструктуры до конкретного пользователя – максимально близкое к пользователю доведение «оптики» на рынке это GPON (оптика до дома). При этом, если с клиента-физ.лица не взять громадного первоначального платежа, то инвестиции компании в такое подключение «окупятся никогда» (если клиент не решится платить по 5-10 тысяч рублей в месяц). Да и очень мало того контента, для которого существующий скоростной уровень доступа был бы недостаточен. Единственное, что оправдывает 100-мбитный доступ это рост количества интернет-устройств в домохозяйствах.

2447

При этом клиентское подключение только по оборудованию (усредненно по рынку, конкретные цифры, разумеется, являются коммерческой тайной компании) обходится в 200-250 долларов за роутер и приставку. Напомню, что абонентская плата составляет 600-1000 рублей, а в неё закладывается не только стоимость оборудования, но и стоимость сервисов, инвестиций в постройку и поддержание сети. Александр отметил, что инвестиции компании в постройку тульской сети составили около 500 миллионов рублей.

Перейдя к «фуршетной» части, провел весьма увлекательную беседу с Александром и некоторыми другими участниками относительно более широких перспектив отрасли, но обычно эти беседы трудно пересказывать. Тут причиной и естественность беседы, и определенный фактор непубличности некоторых из обсуждаемых вещей.