Между прочим, сегодня МДБЖП!

Когда я увидел на работе на информационном стенде распечатку о том, что на основании телеграфного указания вице-президента ОАО «РЖД» по инфраструктуре 3 июня 2015 объявляется каким-то там международным днем, я, признаюсь, неистово взоржал. Потому что такой идиотизм в нашей отрасли даже не был бы чем-то выходящим из ряда вон. Но, как оказалось, дело лишь в криво составленном тексте распечатки, а на самом деле «всё не так однозначно.» ©

The International Level Crossing Awareness Day (сокращенно ILCAD, или в российской действительности «Международный День Безопасности на Железнодорожных Переездах») проводится в нескольких десятках стран по всему миру. Впервые он был проведен 25 июня 2009 по инициативе Международного союза железных дорог, Европейского форума переездов, Сообщества европейских железных дорог и инфраструктурных компаний и Европейского совета по транспортной безопасности.

Историческая справка на официальном сайте кампании гласит [перевод OnlyBlog]:

По европейской статистике, аварии на ж/д переездах составляют лишь 1,2% от общего числа смертельных происшествий на автодорогах, но в то же время это 29% летальных аварий на железных дорогах. Автодорожные и железнодорожные организации стран-участниц осознают свою совместную ответственность за эти происшествия, проводя мероприятия, посвященные безопасности, которые призваны повысить осведомленность населения и обучить безопасному поведению в непосредственной близости и на самих ж/д переездах.

Помимо этого многие из этих стран подписали Европейскую хартию по безопасности дорожного движения (European Road Safety Charter), сформированную по инициативе ЕС. Данная хартия ставит своей целью выработку конкретных действий, оценку результатов этих действий и дальнейшей повышение осведомленности населения о необходимости снижения числа дорожных аварий (в т.ч. летальных) посредством обмена наилучшими практиками в сфере дорожной безопасности в Европе, придавая европейский масштаб индивидуальным и коллективным инициативам.

Седьмую итерацию ILCAD этом году в Стамбуле принимают Турецкие железные дороги (TCDD).

В России этот день безопасности, как уже было сказано, будет проведен в очередной раз.

На железнодорожных переездах с наиболее интенсивным потоком автотранспорта железнодорожники проведут информационно-разъяснительную работу с водителями. Им будут раздавать памятки, призывающие неукоснительно соблюдать правила дорожного движения при пересечении железной дороги. Кроме того, совместно с сотрудниками ГИБДД будут выявляться правонарушители и привлекаться к административной ответственности. Таким способом работники столичной магистрали хотят повысить культуру вождения участников автомобильного движения и предостеречь от тяжелых последствий, к которым приводят нарушения.

Так гласит пресс-релиз Московской Железной Дороги, филиала ОАО «РЖД» (куда, поясню, входят инфраструктурные и иные подразделения в т.ч. и Тульской области). При этом международный сайт заявляет, что основной аудиторией, на которую делается упор в этом году, стали пешеходы и велосипедисты. Видимо, в России иная статистика по несчастным случаям в этой сфере.

При этом еще вчера на планёрке начальник зачитывал телеграмму о смертельном случае с дежурной по переезду (место действия, признаюсь, не запомнил), которая выполняла рутинную чистку желобов в резино-кордовых плитах переезда, после чего временно вернулась к пульту для пропуска поезда по соседнему пути. Когда в следующий момент на пульте появилась сигнализация приближения поезда по тому пути, где ею был оставлен скребок, она (как показала запись локомотивного видео-регистратора) бросилась за оставленным инструментом. Машинист несколько раз подал сигнал повышенной громкости и применил экстренное торможение, но – как это бывает в подавляющем большинстве случаев – безуспешно. При скорости 84 км/ч тормозной пусть пассажирского состава составил 316 метров.

Ну и напоследок немного отрезвляющих данных.

За 1 секунду поезд проходит: при 90 км/ч ~ 25 м, при 100 км/ч ~ 30 м, при 140 км/ч ~ 40 м.

Однако, в инструкции «О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов «Сапсан» по железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД» указано:

В случае, если наезд на человека (группу людей) происходит со скоростями движения ЭВС «САПСАН» 141 км/ч и выше, машинист, не останавливая поезд, немедленно сообщает о случившемся по поездной радиосвязи ДСП ближайшей станции и машинистам встречных поездов. В случае наезда на человека или группу людей при скорости до 140 км/ч включительно, машинист применяет экстренное торможение.

Тормозной же путь грузового поезда (а это уже несколько тысяч тонн) при экстренном торможении со скорости всего в 90 км/ч составляет и вовсе более 1200 метров. И это тот теоретический минимум, который на практике почти не достигается в силу высоких весов и скоростей. Так что при неудачном стечении обстоятельств у пострадавшего есть шанс покрыть собой ровным слоем до 3 километров пути.

К слову, слоган международной кампании ILCAD этого года: «Take your time, don’t risk your life!» – очень красочно может быть переведен на русский язык лаконичной фразой «Не спеши, а то успеешь!» Народная мудрость как-никак…

Будьте бдительны.