Объединяй и властвуй: Билайн хочет стать провайдером всего

1 марта волею судеб и маркетинговой службы Билайн я оказался в штаб-квартире этой компании. В отличие от других подобных пресс-конференций единственное, что было известно заранее – то, что готовится некая «революция». Михаил Слободин, генеральный директор ПАО «ВымпелКом» начал свою речь со слов о том, что они приготовили решение, которое приведет к «тектоническим» изменениям в телеком-индустрии «этой страны» (не оговорка, позднее он еще несколько раз так выразился).

Почему это имеет довольно серьезное значение и к чему это может привести. Это приведет, безусловно, к серьезному перераспределению и денег между игроками, и клиентской базы между игроками, и между двумя сегментами (мобильный интернет и ШПД), и т.д, и т.д. То есть это на самом деле начало очень серьезных качественных содержательных изменений.

Но журналисты ждали подробностей. И Михаил пересказал уже известную историю о том, что на дворе кризис, доходы падают, расходы растут, а люди начинают оптимизировать свои расходы и менять потребительские привычки. Что в такой ситуации делать провайдерам услуг? Представлять больше разных услуг в рамках единых предложений. В «ленгвидже топ-менеджмента» это называется «трендом на конвергентный продукт», а по-простому — слияние различных услуг в одну. Обратил внимание, что Михаилу тесно в русском языке:

Если обратите внимание, мы первые за последние два года ввели в обиход Data shared bundle – это когда можно дату… какбы… шерить между девайсами.

Впрочем, стоит сказать спасибо за честность. Михаил не стал шаркать ножкой и говорить, что главное для компании – забота о кошельке клиента (хотя клиент в итоге, конечно, оказывается в плюсе), а благотворительность не является основной политикой коммерческой компании Вымпелком. Необходимость слияния сервисов в единые предложения продиктована временем и призвана оптимизировать финансовые потоки. Так, совмещение мобильного тарифа и фиксированных ШПД/ТВ в одну услугу, по словам Михаила, это лишь первый шаг на пути превращения Билайн в поставщика полного спектра цифровых сервисов для отдельно взятой семьи.

Вторым важным пунктом было отмечено требование к исключительному качеству реализации такого предложения, поскольку недостаточно сформировать обычное пакетное предложение, чтобы оно воспринималось как единая услуга, которая станет совокупным двигателем роста пользовательской базы по каждому из сервисов. Что касается оптимизации расходов компании, то тут ставка делается на сокращение расходов по дистрибуции сервисов, которые отныне предлагаются как единая услуга, с которой гораздо сложнее «соскочить» – человека, который пользуется таким «комбайном» услуг гораздо сложнее сподвигнуть на переход, например, к другому сотовому оператору.

На этом моменте у меня зародилась мысль, которую я смог выразить в вопросе только после окончания основной части мероприятия, и в ответе на который Михаил, кажется, слукавил.

По мнению же Михаила, повторить такое предложение у конкурентов в краткосрочной перспективе вообще не получится, а в среднесрочной – будет весьма непросто. Тем интереснее будет наблюдать за положением дел и реакцией конкурентов Билайна по телекому. Следующим слово взял Тимур Аляутдинов, директор по развитию конвергентного бизнеса ПАО «ВымпелКом», которого показывали и вживую, и на экране.

 

Тимур напомнил, что и обычные сегодня пакетные предложения, по сути, тоже начались с Билайна после приобретения сетей Corbina Telecom (лайк, если помнишь такого провайдера). Но как было сказано выше, пакетное предложение услуг не есть слияние услуг. Если вы купили в супермаркете хлеб и колбасу, вы не купили бутерброд, вы купили продукты по отдельности, но заплатили за них на одной кассе. В телекоме чуть сложнее, поэтому моя аналогия не совсем точна, но общее представление даст. В телекоме же «хлеб» и «колбаса» обычно имеют совершенно различные элементы управления и настройки, различные счета…

Что интересно, когда мы проводили исследования, каждый, в принципе, знает сколько он платит по отдельности за мобильную связь, сколько он платит за интернет… Но мало кто складывает все эти цифры. И действительно, когда люди складывают, сколько они платят за мобильную связь, за интернет, кто-то еще пользуется мобильным телевизором – получается достаточно существенная сумма, и они удивляются.

С точки зрения цены предложение Билайна действительно привлекательно, потому что они просто взяли топовую часть линейки мобильных тарифов ВСЁ (их отличало наличие бесплатного национального роуминга, который, например, спасал меня в Екатеринбурге), подняли цену на 1 рубль, и добавили в каждый тариф пропорциональное цене количество ШПД/ТВ-услуг. Вау.

Для Тульской области линейка «Всё в одном» выглядит следующим образом:

Если учесть, что за основу был взят семейный тариф, то есть указанные лимиты мобильной связи могут расходоваться несколькими (до 6) сим-картами, выходит серьезная заявка на то, о чем сказал вначале Михаил – полный спектр цифровых услуг отдельно взятого домохозяйства. Однако, тут не нужно терять голову. 1200 рублей за мобильную связь и домашние развлечения это, кажется, немного, но если вы звоните по телефону раз в пол года, то оплачивать 3000 минут связи вам ни к чему. Хотя и с таким раскладом цена кажется чертовски привлекательной, не скрою. Можно, конечно, выбрать и минимальный тариф, а уже к нему докупить, скажем, еще немного скорости ШПД (обещали ступени по 20 мбит/с), но, по словам Тимура, тарифы были скомпонованы таким образом, что более дорогой тариф всегда будет выгоднее, чем набранный по отдельности.

Вся сопутствующая инфраструктура тоже была адаптирована для обслуживания этого комплекса – единый личный кабинет, единая служба поддержки без переключения на специалистов по отдельным продуктам, единый договор оказания услуг и т.п. Если верить, что работа на этом направлении началась всего пол года назад, то потрудились действительно неслабо.

На сессии вопросов коллеги из газет пытались выпытать у Слободина финансовые аспекты озвученных метаморфоз, которые тот весьма харизматично крушил утверждениями, что теперь Билайн существует в новой парадигме, которую и измерить то старыми мерками больше невозможно… А я спросил, не боятся ли они, что такая «всеобъемлющая любовь к абоненту» станет удушающей, когда человек будет вынужден испытывать неудобства если одна из совокупных услуг его перестанет удовлетворять. Михаил сказал, что мы живем в конкурентном рынке и абонент волен сам выбирать чем и как ему пользоваться. И не поспоришь, хотя картина праздника приобрела некоторые антиутопические оттенки.

Пользуясь случаем, пополнил несуществующую коллекцию селфи:

Билайн - 11